Tuesday, 19.03.2024, 12:28

My site

Statistics

Total online: 1
Guests: 1
Users: 0

Размышления об универсальности законов Менделя о наследственности и изменчивости

Reflections on the universality of Mendel's  laws of heredity and variability

 

Prof. Boguslav Kurlovich

Dear Readers!

Do not find me presumptuous in choosing such a difficult topic for discussion. Undoubtedly, many of my arguments can be improved and criticized. And yet, the analysis of our own experimental data and literature, as well as life experience, translates in our opinion into the category of objective many of my arguments. Studies of the scientist and Augustinian monk Gregor Mendel (1822-1884) on peas for the first time allowed approaching the scientific explanation and regularities of heredity and variability of living organisms in all their forms and the laws of God. Step by step, science is increasingly exploring and explaining the events described in Holy Scripture, the soul of man, the afterlife. However, it is not yet possible to understand and explain everything from the scientific standpoint. We need supernatural help, which we call the grace of God. We receive it through faith in God. The foundation for our faith is the authoritative testimony of an unerring God. Faith is the first thing that God requires of us: «He that believeth and is baptized shall be saved; but he that believeth not shall be damned." said Christ (Mark 16:16). Our arguments are set out in Russian in the following way:

Gregor Mendel (1822-1884)

Прошло более 150 лет со времени открытия монахом-августинцем Грегором Менделем (1822—1884) законов корпускулярной или дискретной наследственности. Объектом его успешного исследования был горох, бобовое растение из семейства Leguminosae (Fabaceae). Результаты работы Мендель привел в статье 1865 г., которая стала краеугольным камнем генетики. Название новой науки - генетика (лат. «относящийся к происхождению, рождению») - было предложено в 1906 г. английским ученым В. Бэтсоном. Датчанин В. Иоганнсен в 1909 г. утвердил в биологической литературе такие принципиально важные понятия, как ген (греч. «род, рождение, происхождение»), генотип и фенотип. Справедливость законов Менделя с каждым годом всё в большей степени подтверждается современной хромосомной теорией наследственности. Её суть в том, что каждый родитель передает своему потомку одинаковое количество генов. Гены могут подавлять или модифицировать проявления других генов, но не способны изменять информацию, записанную в них. Иначе говоря, гены не изменяются при слиянии с другими генами и передаются следующему поколению в той же форме, в какой они получены от предыдущего донора. Разные гены могут взаимодействовать между собой, что часто обуславливает разное проявление их по фенотипу. Кроме того, существенное влияние на проявление фенотипа оказывает окружающая среда. Исследуя бобовые и другие растения, а также на основании жизненного опыта, мы пришли к выводу об универсальности открытий Менделя, которые актуальны как для материального, так и духовного мира. Его открытия мы понимаем как энергоинформационную теорию наследственности, изменчивости и формообразования. Её суть в том, что каждый объект природы имеет как физическую структуру (тело) так и энергоинформационную структуру (душу). Геном конкретного человека включает свойства тела и души. Именно Душа определяет поведенческие, физиологические, психологические и др. реакции человека. Изменчивость происходит в результате взаимодействия энергоинформационных структур конкретного организма и внешних информационных структур Планеты и Вселенной, изменяясь от взаимодействия и оказывая влияние на другие системы. В результате наследуются признаки и свойства не только живых материальных обектов (бактерий, растений, животных, человека), но и отдельных их групп, в частности этносов у людей. Наследуются также и духовные свойства, в частности явления, описанные в религиозной литературе, такие свойства души как разум и воля, грехи предков, характер человека, склонность к добру или злу, честности или обману и др.

Наукой признаётся только то, что можно доказать в эксперименте с помощью специальных методов. К настоящему времени пока не разработаны методы исследований многих явлений, в связи с чем их не считают научными (например, многие явления, описанные в Библии, экстрасенсорные свойства людей, их энергетика и т.д.). Однако методы исследований всё время совершенствуются, и то, что когда-то казалось антинаучным, оказывается реальностью (открытие Коперника тому яркое свидетельство). Хождение Иисуса и апостола Петра по воде противоречит пока человеческой логике и законам физики, однако было возможно при помощи энергии протянутой руки Иисуса Христа. Наука пока это не разъяснила, однако многие явления описанные в Святом Писании с каждым годом получают всё более глубокое научное объяснения. Уже получены научные и практические подтверждения о переходе человека из материального телесного состояние в духовное и жизни после смерти. Однако умом человеческим всё понять и объяснить с научных позиций пока трудно. Нужна ещё сверхъестественная помощь, которую мы называем благодатью Божьей.

По Библии, первые сотворённые Богом люди жили в благодатном состоянии, которое называют райским блаженством. Богом им было обещано бессмертие, благополучие в земной жизни и вечное небесное счастье при условии, что они выдержат испытание и будут послушны Богу. Однако Адам и Ева провинились перед Господом: соблазнённые дьяволом в виде змея, они нарушили запрет Бога и тем самым отвернулись от Бога и склонились к злу. Согрешив, люди сами навлекли на себя кару: терпеть на земле и умирать (а ведь Бог, создавая людей, не хотел их смерти). Они лишились райского блаженства и права на вечное небесное счастье. Это наказание наследуется и распространяется на всех людей и их потомков. Грех Адама и Евы называют первородным грехом. Мы все наследуем и испытываем на себе его последствия: наш разум и воля ослабли, нас тянет часто ко злу.

Как Бог сжалился над людьми? Бог не только справедлив, но и милосерден. Поэтому Он пожалел грешников и решил их спасти. Для этого сын Божий Иисус Христос стал человеком. Он своей жизнью и страданиями искупил перед Богом вину человечества и вернул людям право на небо. Исполняя повеление Христа, Церковь распространяет и объясняет учение Христа о спасении, уделяя верующим установленные им таинства. Первородный грех смывается таинством Крещения, которое возвращает нам право называться детьми Божьими.

Так почему должен был страдать Христос? Разве бог не имел возможности искупить мир иным путём без его страданий и смерти? Нет! Всемогущий Бог не нашёл иного решения. Долг перед Богом должен был быть погашен, уплачен. И это сделал за всех нас Христос, когда умер за нас на кресте. Людям также за всё нужно платить, в т.ч. и за все удовольствия и грехи, провоцируемые дьяволом. Бог и дьявол это две противоположности, побуждающие человека к добру или злу. В философии это положение сформулировано как закон единства и борьбы противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики. В сущности каждого человека и объекта имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет к все более острому противоречию и заканчивается исчезновением одного и возникновением другого состояния объекта. Важнейшие понятия данного закона: «тождество» — «одинаковость», «совпадение», «равенство»; «различие» — «неодинаковость», «несовпадение», «неравенство»; «противоположность» — «крайняя степень различия». Через связь (борьбу) противоположных сил (Бога и дьявола, добра и зла, праведности и греховности) развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека обременённого первородным грехом, противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное наследуемое состояние. Склонность к греховности – наследственный признак, передающийся с поколения в поколения. Конечно, это свойство у разных людей выражено в разной степени. Гены склонности к греху заложены в едином для души и тела геноме человека, но на гармоничное развитие людей, как и других живых объектов, существенное влияние оказывает также внешняя среда: воспитание, климат, местные традиции и другие факторы. Степень их влияния и соотношение различны у конкретных генотипов человека, животных, микроорганизмов и растений. Влияние генотипа и различных факторов внешней среды мы исследовали на нашим многолетним объекте исследований - растениях люпина из семейства Leguminosae (Fabaceae).

 

Источники варьирования (%) у растений люпина узколистного (L. angustifolius L., сорт Ладный)

Исследования показали, что фенотипическое проявление урожая и других количественных признаков у люпина включает влияние генотипа, внешней среды и агротехники, а так же их взаимодействие. Вычисление вклада каждого из изучаемых факторов в формирование урожая (Variance Component Estimation) показало, что внешняя среда - самый важный источник вариации признаков, обуславливая от 50,1 до 68,9% дисперсии в урожае. Вклад же генотипов составил в наших исследованиях только 22.9% в общей составляющей урожая (в среднем по всем изученным сортам), варьируя от 14,4% у вида L. mutabilis до 29,7% у вида L. angustifolius. Таким образом, разные виды и сорта люпина как и разные люди различаются по степени влияния генотипов и различных факторов среды в разных условиях.

Закономерности, выявленные нами на растениях актуальны также применительно к животным и человеку. Генотип конкретного человека изменить невозможно и он влияет на судьбу. Но есть большие возможности совершенствования личности за счёт воспитания, изменения условий жизни, среды обитания. Конкретный ребенок, попав в благоприятную среду и получив хорошее воспитание и образование, имеет больше возможностей стать всесторонне развитой личностью без вредных привычек и наоборот. Мне довелось проследить за судьбой воспитанников-сирот детского дома им. Заслонова в Беларуси, выросших без родителей. Помню Юрия Николаева, который окончил среднюю школу в Новом Погосте с Золотой Медалью и, получив профессию журналиста, стал известным корреспондентом. Алла Трус в школе очень увлеклась химией, получила высшее образование и стала талантливым химиком. Однако многим сиротам и воспитанникам детского дома судьба приготовила более печальную судьбу, они совершали преступления и провели много времени в местах заключения. В данном случае, судьба людей определялась их генотипом, поскольку они росли и воспитывались в одинаковой среде. Мы заметили, что у многих творческих людей (артистов, писателей, учёных и др. ) наряду с плюсами как правило много и недостатков, что можно проследить в телепередачах последнего времени ( разводы, многожёнство, раздел имущества). А у простых людей, как нам кажется, вредных привычек и недостатков меньше или они менее заметны. Всего много не бывает, в природе и обществе всё уравновешивается. Конкретные признаки или свойства могут усилиться или исчезнуть только за счёт других. Например, устойчивость растений к болезням отрицательно коррелирует с их урожайностью. А талантливые артисты редко бывают выдающимися спортсменами. Исключения (трансгрессии) могут иногда возникнуть в результате удачного сочетания в генотипе уникальных признаков родителей. Счастливы те люди, которые могут жить и верить просто и глубоко, не входя ни в какие размышления. Их жизнь светлее и лучше. Но такая вера бывает не у всех. Современный человек, даже близкий к вере в Бога, привык размышлять, доискиваться, искать подтверждений. В этом нет ничего плохого. Один из путей к вере ведет через поиски, через знание. Есть люди живого ума, думающие своей головой, которые смогут сразу, с первого взгляда, усвоить новое знание или новую идею или хотя бы заинтересоваться ими. Но очень многие слепо, не думая, принимают все, чем дышит в настоящее время их эпоха – ее научные и социальные теории, её мораль, этику и верования. Их миропонимание создается школами, университетами, газетами и журналами, популярными лекциями, радио и телевидением. Чувствуя себя на уровне эпохи, они уже все знают, в новом не нуждаются и принимают новое и необычное медленно и с трудом, когда не видеть его уже невозможно.

Общим для человека и всех других живых существ свойством является необходимость обмениваться веществом и энергией со средой. Но человек отличается тем, что почти все необходимые для него средства существования вынужден добывать трудом, взаимодействуя с природой не только как биологическое, но прежде всего как социальное существо. Однако социальные закономерности развития человечества не отменяют а только дополняют действие закономерностей биологических, в т.ч. мутаций и рекомбинаций генов. Изложенные выше рассуждения о генетике и влиянии окружающей среды применимы не только к отдельным людям, но и целым народам (этносам). Нет ни одного человека на земле вне этноса. Каждый из нас на вопрос «кто ты?» ответит: поляк, финн, русский, француз, японец и т.д. Каждый народ (этнос по Л.Н. Гумилёву) имеет определённые признаки и свойства, которые определяются генами и средой обитания. Различия между разными народами определяются в значительной степени разной пассионарностью особей. Пассионарность по Л.Н. Гумилёву это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить даже самому себе. Она связана со способностью некоторых людей получать из внешней среды больше энергии, чем требуется для личного и видового выживания. При высоких степенях пассионарности значительной части этноса, поставленная ими цель представ­ляется достойной даже того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом, пассионарии характери­зуются значительным доминированием социальных стремлений (например, потребность в лидерстве) над биологическими потребностями, хотя последние могут быть также ярко выражены. Эта теория объясняет стремление некоторых этносов к агрессии, захвату чужих территорий, созданию империй, сохранению диктатуры и интересующего их политического строя, а других – к мирной жизни, демократии и созданию условий для благополучного проживания людей. Гумилёв исследовал закономерности зарождения, развития и распада империй, к которым он относил и СССР. В связи с этим обстоятельством его работы почти не публиковались в СССР. Теория пассионарности и этногенеза Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим их ландшафтом и другими этносами.

Как уже сказано, наследуются не только материальные факторы но и духовные свойства, в частности явления, описанные в религиозной литературе, такие свойства души как разум и воля, грехи предков, характер человека, склонность к добру или злу, честности или обману и др. Единственным средством избавления от дурных пороков и грехов  является Вера в Бога и выполнение его заповедей. Что такое вера? Некоторые люди рассуждают так: «Если бы увидел Бога, то поверил бы». Это противоречит здравому смыслу: когда увидишь – верить уже не надо. В этой жизни бог требует от нас веры, а не видения. Знать – это принять как истину то, что увидел (практическое знание), или исследовал (научное знание). Верить – это принять как истину то, что Бог объявил и чему он нас учит посредством Святого Писания. Вера это своеобразный Божий метод отбора хороших людей, который действует ещё более эффективно, чем его составная часть - Дарвинский метод отбора и эволюции. Человек – это творение Божье, имеющее материальное тело и духовную душу. На духовную сущность души указывает её способность к разумной и свободной деятельности (разум и воля – свойства души, а не тела). Тело человека умирает, а душа остается бессмертной, Это благодаря душе человек способен различать истину и ложь, выбирать добро или зло, чувствует совесть. Победа над грехом приведёт наши души к вечной и счастливой жизни с Богом.

Пока мы живём на земле, наша душа тесно соединена с телом и управляет им. При смерти душа отделяется от тела и предстаёт перед судом Божьим. Известно, что даже морфологические формы существования живых существ могут в процессе развития изменяться: у растений из семян появляются всходы и семядоли, которые превращаются в стебли, потом появляются цветки, бобы и снова семена; у многих животных отложенные яйца превращаются в личинки, потом в куколки, из которых вылупливаются взрослые особи, т.е. меняется материальная оболочка. Временной оболочной у человека является материальное тело. После смерти тела душа продолжает жить в загробном мире. Душа нуждается в теле для ее деятельности в материальном мире, но не для жизни; душа может жить и без тела. Возникает встречный вопрос – может ли тело жить без души? В природе возможно, какой-то низший уровень существования возможен и без души, или, во всяком случае, без того, что мы обычно называем душой. Однако сознательной человеческой жизни без души не существует. Уже получены научные и практические подтверждения о переходе человека из материального телесного состояние в духовное и жизни после смерти. К этим фактам относятся, прежде всего, свидетельства людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся "обратно" либо спонтанно, либо, в большинстве случаев, после реанимации. Эти данные говорят о том, что смерть не конец жизни личности, а ее переход в другие условия существования. Наука о смерти – молодая наука и составная часть генетики. Но она уже принесла в мир новое понимание процесса умирания и самой смерти. Наука подтвердила учение христианства. При умирании какая-то часть личности переходит в новые условия реальности и продолжает сознательное существование. О том, что казалось неправдоподобным и невероятным, в наше время пишут не только духовные и светские писатели, но и ученые, в том числе и медики. Опубликовано много проверочных исследований о возвращении к жизни недавно умерших и их впечатлениях. Восприятия людей во время пребывания "на той стороне" записаны, систематизированы и многие из них проверены. Узнав, что жизнь продолжается за гробом, люди переставали бояться смерти. Исчезали мелкие тревоги, жизнь делалась серьезнее, глубже и духовнее, появлялась энергия и росла жажда жизни. У людей, увидевших свет, меньше себялюбия и больше любви к людям. Они хотят помогать другим и служить им. Многие чувствуют, что их вернули на землю для того, чтобы дать им закончить жизнь более правильно. Наука показала нам яснее, чем когда-либо раньше, что все материальное временно, а духовное живет вечно. Каждому из нас, как и всегда, оставлено право самому увидеть или не увидеть, принять или не принять. Выйдя из умершего тела, душа человека переходит в другие условия существования и продолжает жить там. Значит, кроме знакомого нам материального мира существует другая реальность, которую мы, живя на земле, не постигаем. В этом другом мире тоже есть жизнь. Мы знаем теперь об этом нездешнем мире немного больше чем раньше.

Человечеству дан великий исторический шанс – обратиться на Путь, еще раз открываемый для него Всевышним. От того, как будет воспринято это удивительное открытие, зависит, какой будет будущая история нашей цивилизации: пойдет ли она по пути дальнейшего расточительства природных ресурсов, тратя время и силы на поиски наслаждений, развлечений и убийственной вражды, или осознает, что земная жизнь каждого из нас есть краткий, но определяющий этап в той вечности, для которой все мы пришли в эту жизнь.

Уважаемые Читатели!

Не сочтите меня самонадеянным в выборе такой сложной темы для обсуждения. Несомненно, многие мои рассуждения можно улучшать и критиковать. И всё же, анализ собственных экспериментальных данных и литературы, а также жизненный опыт, переводят по нашему мнению в разряд объективных многие мои рассуждения. Исследования монаха-августинца и аббата Грегора Менделя (1822—1884) на горохе впервые позволили подойти к научному разъяснению и закономерностей наследственности и изменчивости живых организмов во всех их формах и Законов Божьих. Шаг за шагом, наука всё глубже исследует и даёт объяснения событиям, описанным в Святом Писании, душе человека, загробной жизни. Однако одним умом человеческим всё понять и объяснить с научных позиций пока не возможно. Нужна ещё сверхъестественная помощь, которую мы называем благодатью Божьей. Её мы получаем посредством веры в Бога. Основание для нашей веры – авторитетное свидетельство безошибочного Бога. Вера – это первое, чего Бог требует от нас. «Кто будет веровать, … спасен будет; а кто не будет веровать, осуждён будет». – сказал Христос (Мк.16.16).

Обновленная версия этой статьи находится здесь: https://onedrive.live.com/?authkey=%21AOQ4DYkcDGI9HSA&cid=38D4F739FC168369&id=38D4F739FC168369%2183981&parId=38D4F739FC168369%21244&o=OneUp